В этом году Заречный участвует в общероссийском конкурсе «Город равных возможностей», который проводится Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Ассоциацией малых и средних городов России. Цель конкурса - создание максимально возможных условий для улучшения жизни детей-инвалидов и формирование в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества. В Заречном богатый опыт такой работы накоплен в сфере образования.
Образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями, как и для других, начинается в дошкольном образовательном учреждении. Любой детский сад обязан принять такого ребенка и создать для него комфортные условия. В Заречном этому правило следуют безукоризненно. В 2010-2011 учебном году дошкольные образовательные учреждения приняли 29 детей с ограниченными возможностями здоровья, наибольшее число из них посещали детский сад комбинированного вида №4 (12 человек), в котором созданы специализированные группы, и детский сад компенсирующего вида №15 (10 человек), остальные - другие сады и школу №229.
Для детей с ограниченными возможностями создана особая среда. Группы оснащены специальным оборудованием, в них очень много мягких модулей, смонтирован тренажер Гросса для работы с детьми, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата. Ребята, в том числе и из других садов города, с удовольствием занимаются на этом тренажере. Его создатель Юхан Гросс лично обучал зареченских специалистов.
Важным моментом воспитательного процесса является развитие толерантности у всех его участников. Например, в 4-м детском саду создан клуб «Особый ребенок» для родителей детей с ограниченными возможностями. Эти родители также включены в работу всего родительского сообщества детсада, а их дети взаимодействуют с детьми из обычных групп, участвуют в общих праздниках и досуговых мероприятиях.
Зареченские воспитатели, работающие с особыми детьми, передают свой опыт, публикуя статьи в журнале Департамента образования «Дошкольник», всероссийском журнале «Игра и дети» (2006 г.), выступая на региональном форуме.
После детского сада работу с детьми с ограниченными возможностями продолжают школы Заречного, заботливо принимающие их в «свои руки». По данным на конец 2010-2011 учебного года в Заречном 70 таких детей обучались с 1 по 11 класс, 30% из них - в общеобразовательных классах. Большинство родителей детей с ограниченными возможностями выбирают форму домашнего, а не дистанционного обучения, так как считают важным непосредственное общение ребенка с педагогом. Учителя, работающие с детьми-инвалидами, имеют два высших образования - предметное профильное и психологическое, хотя это и не является обязательным требованием. Как сообщила начальник школьного отдела Департамента образования Марина Абрамова, в этом году обучение на дому (не только для детей с ограниченными возможностями, но и для тех, кто долго болеет, проходит реабилитацию после операций или серьезных травм) будет организовываться в каждой школе Заречного.
Учебные планы для детей с ограниченными возможностями несколько отличаются от обычных. Для начальной школы нагрузка составляет 8 учебных часов в неделю, 10 часов - для учащихся 5-9 классов и 12 - для 10-11-классников. Но в Заречном существует и такая практика, когда по желанию учащихся и их родителей индивидуальный план расширяется. Если раньше приоритет в учебных планах отдавался федеральным компонентам - русский язык, математика, история, то сейчас, опять же по желанию родителей, появляются такие предметы, как технология, изобразительное искусство. Все необходимые учебники предоставляются учащимся бесплатно. Успеваемость у детей с ограниченными возможностями не хуже, чем у остальных детей. Они успешно сдают экзамены в форме ЕГЭ, хотя им и предоставляется возможность иной формы итоговой аттестации, поступают в ВУЗы. Несмотря на то, что образовательный процесс для детей проходит на домашней территории, их обязательно приглашают на общие внеклассные мероприятия с остальными учащимися.
МАУ «Управление общественных связей» г. Заречного Пензенской обл.,
Тел.: 65-24-26,