Каменщик, почётный гражданин г. Заречного (1988), ветеран труда. В 16 лет (1944) выполнял различные сельхозработы в колхозе с. Колдаис, в 1944-1945 учился в школе ФЗО № 9 (П.), три года каменщиком восстанавливал разрушенный Сталинград. Вновь работал в колхозе, служил в СА (1949-1952), трудился каменщиком в УНР 206 треста 48, рабочим промартели в с. Колдаис, на кирпичном з-де № 2 Пензы (1952-1956). В Зар. приехал в 1956, проработал бригадиром каменщиков в СМУ-1 ПУС (п/я 41) до выхода на пенсию (1989). Его бригада трудилась на самых сложных ответственных объектах, освоила более 10 серий домов. Дом пионеров, СЮТ, Дом молодёжи, ДК «Современник», универмаг, магазин «Берёзка», здание ПУС - вот далеко не весь перечень объектов труда бригады. Многие из них вводились досрочно, что влияло на улучшение показателей хоз. деят-ти СМУ-1. Охотно делился производств. опытом с молодыми рабочими и военными строителями. Его фотография не раз заносилась на Доску почёта пр-тия и города. Избирался депутатом горсовета (1969). Отмечен многими Почётными грамотами, знаками «Отличник соц. соревнования» (1958), «Победитель соц. соревнования» (1973, 1978), «Ударник 9-й пятилетки», «Ветеран атомной энергетики и пром-сти» (2004). Награждён орденом Труд. Кр. Знамени (1974), 2 медалями (1970, 1984).
Из книги: Татьяны Сальцовой «Этот город мне родной». Из серии «Я люблю тебя, Заречный!» (Редактор-составитель Т. Сальцова.- Заречный, 2000.- 24 с. ил.)
"Труд - основа долголетия"
Послушать этого человека, так он настоящий богач-миллионер: "Это мое здание, и это мое... Дом пионеров, станция юных техников, Дом молодежи, ДК "Современник", универмаг, магазин "Березка"..." - перечисляет он.
Расслабьтесь: он конечно не миллионер и эти здания не принадлежат ему, но он по праву называет их своими, потому что строил их. Удивительная профессия у Николая Маркеловича Вельдина - каменщик. Издавна говорят, чтобы оставить след на земле, надо посадить дерево, вырастить сына и построить дом. По подсчетам Николая Маркеловича треть городских зданий построена при его участии. Насколько же велик след на земле каменщика Вельдина!
В 17 лет он уже возводил дома - восстанавливал разрушенный Сталинград. Пленные немцы подносили ему кирпичи. Вокруг стояли остовы разбомбленных зданий, еще не были убраны все трупы с улиц, а среди пепелища прорастали уже новые дома.
В Заречный Н.М. Вельдин приехал 8 марта 1956 года после того, как отслужил четыре года в армии и год проработал в Пензе. На жизнь он смотрел просто, легких путей не искал: "Куда поставят, там и работал". Попал в СМУ-1 и трудился там до выхода на пенсию.
Он был бригадиром каменщиков, и ему доверяли самые сложные и ответственные объекты. Потому что знали, что Вельдин честно относится к работе и не позволит "халтурить" ни себе, ни другим. Не раз бывало: новичок в бригаде выложит стену кое-как, так что все кирпичи "пляшут". Увидит Вельдин и без долгих разговоров заставит ломать стену и класть заново. "Ты же не на год строишь, а навсегда", - распекал он "халтурщика", которому такого урока хватало надолго, иногда на всю жизнь. "На стройке, как в армии - дисциплина важна, - считает Вельдин, - от этого и качество работы зависит, да и жизнь, и здоровье".
Будучи требователен к работе подчиненных, он, однако никогда не хамил и не ругался, да и сам не уважал грубиянов. Все вопросы старался решать без лишних словопрений, не унижая окружающих. По собственному выражению, уважал и работу, и людей.
Почему же самые сложные строительные проекты поручали бригаде Вельдина? "Так все отказывались, - очень просто объясняет он, - а мне совесть не позволяла. Когда здание ПУСа, например, решили строить, начальство спросило: "Кто возьмется?" Все молчали. Стены высокие, кубатура такая же, как на других объектах, а возни больше. Пока леса, мостки туда-сюда таскаешь, вверх-вниз лазишь - намучаешься". Вы, наверное, уже догадались, кто строил здание Пензенского управления строительства?
Больше десяти серий домов насчитывается в городе, и все осваивала бригада Вельдина. Многим хорошо знакомо здание станции юных техников. Мы любуемся его красивыми линиями, округленными углами, круглой башней, не задумываясь о сложности их кладки. Когда-то это был лишь второй такой проект в России, и никто не знал, как подступиться к этой работе. Руководители обратились к Вельдину. Тот, по своему обыкновению, тщательно изучил все чертежи, в которых разбирался не хуже любого инженера, подумал и веско сказал: "Надо делать так..."
"За образцовое выполнение производственных заданий и отличное качество работ", - чаще всего именно так писали в Почетных грамотах и наградных удостоверениях, которых у известного каменщика целые охапки. Одних только записей о поощрениях в его трудовой книжке насчитывается более пятидесяти. В отдельной коробочке хранится орден Трудового Красного Знамени, медали, значки ударника пятилеток и отличника соревнования. Фотография Вельдина не сходила с Досок Почета.
- А вот моя самая первая награда, - протягивает он значок "Отличник социалистического соревнования" и изрядно потрепанное удостоверение к нему от 1958 года за номером четыре, - по этой книжечке тогда бесплатно ездили на автобусе и на поездах.
Слыша это, понимаешь отчасти, почему рабочая профессия раньше была уважаема.
33 года Н.М. Вельдин возводил дома в Заречном. 22 года здесь трудилась его супруга Прасковья Никитовна - маляр по профессии. 47 лет они шагают по жизни вместе. Старость коротают в поселке Монтажном, где у них свой дом, огород, корова.
- Не трудновато с таким хозяйством, - спрашиваю.
- Ну что ты, - смеется хозяин, - подольше проработаешь - побольше проживешь. Пока двигаешься, трудишься, время отступает, а если сядешь на месте, тут старость и догонит...
- Я люблю Заречный, - как-то очень тепло сказал Николай Маркелович, - там такая красота! Идешь по городу - душа радуется, так все чисто и красиво...
Подумалось вдруг: а ведь он действительно богач, если считать богатством дело рук его - десятки зданий, в которых живут, учатся, работают и отдыхают тысячи людей. Жаль, что мало кто из них знает фамилию Вельдина...