Как обжаловать решение налогового органа?
Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем, он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.
Безусловным преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является: отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов; простота оформления жалобы; жалоба рассматривается в короткие сроки; сжатые сроки исполнения решения по жалобе.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа, действия или бездействие должностных лиц налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Первым этапом досудебного урегулирования налоговых споров является представление возражения по акту налоговой проверки.
1. Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки
В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик (налоговый агент) вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик (налоговый агент) праве приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность заявленных возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Также в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, налогоплательщик вправе представить свои возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Если, принятое решение налогового органа нарушает права налогоплательщика (налогового агента), то последний вправе обжаловать его (ст. 137 НК РФ).
2. Обжалование решения налогового органа (действий или бездействия его должностных лиц) в вышестоящий налоговый орган
Для обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган необходимо придерживаться следующего алгоритма.
Во-первых, необходимо убедиться, что установленный срок для подачи жалобы (апелляционной жалобы), не пропущен.
Жалоба подается в течение (п. 2 ст. 139 НК РФ):
- года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, либо
- трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом спорного решения - при подаче жалобы в ФНС России.
Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Если пропущен срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, то считается, что налогоплательщик (налоговый агент) не стал обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу.
Если же пропущен срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то налогоплательщик (налоговый агент) имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Во-вторых, составление жалобы и подача ее в налоговый орган.
Жалоба составляется в письменной форме и подается лично или через представителя в налоговый орган, принявший оспариваемое решение, либо в электронной форме - при подаче ее по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).
Получивший жалобу налоговый орган в течение трех рабочих дней направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
В-третьих, рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы):
По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без присутствия налогоплательщика (налогового агента).
Исключение составляет случай выявления противоречий между сведениями в представленных нижестоящим налоговым органом материалах либо несоответствия сведений, представленных заявителем, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа, - при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности. При этом вышестоящий налоговый орган рассмотрит жалобу (апелляционную жалобу) с участием налогоплательщика (налогового агента) (п. 2 ст. 140 НК РФ).
В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта (п. 5 ст. 138 НК РФ).
Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности исполнение данного решения может быть приостановлено по заявлению при предоставлении банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия. К банковской гарантии, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 НК РФ.