ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 декабря 2014 года № АК/50617/14
Об обеспечении конкуренции на рынке банковских услуг
С 5 ноября 2014 года частично вступил в силу разработанный ФАС России Федеральный закон от 04.11.2014 № 333-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" (далее - Закон N 333-ФЗ), который затрагивает правоотношения, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере которых возложены на Минтруд России Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610.
Данный федеральный закон исключает, в том числе, из части 3 статьи 19 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке и попечительстве) и части 2 статьи 84 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) нормы, согласно которым денежные средства названных в этих законодательных актах категорий граждан могут быть размещены только в банках, не менее половины акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации.
Исходя из предусмотренной Законом N 333-ФЗ редакции части 3 статьи 19 Закона об опеке и попечительстве и части 2 статьи 84 Семейного кодекса соответственно:
- опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного на счет или счета, открытые в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) размер возмещения по вкладам <1>;
________________________<1> В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 333-ФЗ изменения, вносимые данным законом в Закон об опеке и попечительстве, вступают в силу с 1 января 2015 года.
- при оставлении ребенком, оставшимся без попечения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных организаций сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются этими организациями на счет или счета, открытые на имя ребенка в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Законом о страховании вкладов размер возмещения по вкладам.
Функции надзора за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, согласно части 1 статьи 3, части 1 статьи 8 и части 1 статьи 24 Закона об опеке и попечительстве возложены на органы опеки и попечительства (соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и должны осуществляться ими в соответствии с законодательством об опеке попечительстве, включающим в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон об опеке и попечительстве и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 6 Закона об опеке и попечительстве полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в свою очередь, осуществляет подведомственная Минтруду России Федеральная служба по труду и занятости на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324.
В связи с этим ФАС России считает необходимым обратить внимание на то, что статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции данных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе им запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.