Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.
Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.
В целях совершенствования действующего порядка - затратного, трудоемкого и административно неудобного - была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.
НОВЫЙ ЗАКОН
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие основные положения:
- Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
- Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
- Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
- Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
- Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
- Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
- Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
- Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
- Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
- Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
- Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные положения предлагаемой системы - это:
- Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
- Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
- Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
- Вовлечение покупателей в гражданский контроль.