Излишне говорить о том, что любой несчастный случай на производстве должен быть расследован в соответствии с требованиями трудового законодательства. Если же работодатель отказывается расследовать несчастный случай или скрывает его, то пострадавшему, либо его родственникам необходимо немедленно обратиться в Государственную инспекцию труда, где на основании письменного заявления будет проведено расследование.
Главным документом, подтверждающим факт несчастного случая на производстве является Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1. Данный акт составляется комиссией проводившей расследование несчастного случая, либо Государственной инспекцией труда. Без указанного акта пострадавший не может рассчитывать на выплаты из Фонда социального страхования.
Страховые выплаты при несчастном случае на производстве определены Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
С 1 января 2014 г. страховая выплата в случае гибели работника на производстве составляет 1 млн. рублей.
При несчастном случае в результате которого пострадавший получил тяжелые повреждения здоровья, кроме оплаты больничного листа, законом предусмотрены единовременная страховая выплата, которая зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности и ежемесячная страховая выплата, исчисляемая путем умножения среднего заработка пострадавшего работника на процент утраты профессиональной трудоспособности.
По закону пострадавшие работники при определенных условиях также могут рассчитывать на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Работникам нужно помнить, что все выплаты из Фонда социально страхования возможны только в том случае если они работают официально, по трудовому договору, и несчастный случай происшедший с ними был надлежащим образом расследован.
Анализ несчастных случаев, проведенный Государственной инспекцией труда в Пензенской области показывает, что большинство причин несчастных случаев на производстве касается организационных вопросов. Чаще всего это то, что не требуют материальных затрат либо вложение денег является минимальным.
Многие работодатели не знают о том, что они сами должны проходить обучение по охраны труда.
Нетрудно догадаться, что работодатель сам не знающий требований охраны труда просто не в состоянии обеспечить безопасные условия труда для своих работников.
Хорошо понимая существующую проблему, Федеральная служба по труду и занятости разработала и запустила в эксплуатацию Интернет-сервис «Электронный инспектор», доступный на портале «Онлайнинспекция».
Работодатели могут обратиться к данному сервису, который заменит для них настоящего инспектора труда и провести проверку верности планируемых или совершаемых процедур в интерактивном режиме. Сервис обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства не только за счет их доступности и актуальности, но и за счет разъяснения требований, которые предъявляются инспекторами в ходе проверок и понимания пользователями технологии инспекторской работы.
С 1 января 2018 года надзорная деятельность Государственной инспекции труда будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода. Это означает, что в первую очередь внимание инспектора труда будет направлено на предприятия создающие риски: там где имеется задолженность по заработной плате, произошел несчастный случай, работники заняты во вредных и опасных условиях труда.
Всего предусмотрено 5 категорий риска, периодичность проверки напрямую зависит от категории риска:
- для категории высокого риска – один раз в 2 года;
- для категории значительного риска – один раз в 3 года;
- для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет;
В отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Кроме того, плановые проверки теперь будут проводиться по утвержденным Федеральной службой по труду и занятости проверочным листам, с четко определенным перечнем вопросов, инспектор же при проведении проверки не имеет право выходить за рамки вопросов включенных в проверочный лист.
Введение проверочных листов серьезно облегчит положение работодателей при проведении плановой проверки, поскольку с вопросами включенными в проверочные листы можно заранее ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости и тем самым подготовиться к проверке, а уровень своей подготовки можно проверить с помощью «Электронного инспектора».
Применение риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности, в том числе призвано показать работодателям, что в деятельности инспекции труда нет и не может быть «палочной системы», а результат проверки напрямую зависит только от самого работодателя.
Государственный инспектор труда (по охране труда) Слукина Т.В.