Муниципальный координатор проекта

Головачева Ольга Васильевна

Масштабный социальный образовательный проект «Школа Росатома» реализуется по инициативе Госкорпорации «Росатом» с 2011 года в 21 городе атомной отрасли. Заречный – активный участник проекта «Школа Росатома». С первого года в его реализацию включились школы, детские сады, педагоги, руководители образовательных учреждений, дети и  родители.

Разработанная система мероприятий: конкурсы, стажировки, курсы повышения квалификации для педагогов, мероприятия для талантливых детей, международные умные каникулы, - вызвала профессиональный интерес в педагогическом сообществе.

Цель проекта – предоставить каждому школьнику возможность качественного образования в современных условиях независимо от места жительства. Качество образования, в сущности, есть главный критерий, по которому оценивается человеческий капитал.

Поэтому работа по реализации проекта «Школа Росатома» в нашем городе направлена на решение следующих задач:

1.  В целях предоставления педагогическим работникам образовательных организаций возможностей для профессионального и карьерного роста сформирована система профессиональных конкурсов. 22 учителя и 10 воспитателей образовательных организаций Заречного становились финалистами профессиональных конкурсных программ проекта, выстроенных на актуальной проблематике развития системы образования России. 18 педагогов школ, 3 воспитателя детских садов стали победителями. Педагогами-победителями из нашего города проведено более 20 стажировок, в которых приняли участие не только зареченские учителя и воспитатели, но и педагогические работники других городов атомной отрасли.

60 педагогов школ и детских садов Заречного прошли стажировки в городах-участниках проекта у победителей конкурсных программ, в лучших образовательных организациях Российской Федерации, а также в зарубежных образовательных организациях, где ознакомились с инновационными методиками образования.

2. В рамках проекта «Школа Росатома» многое делается для развития кадрового потенциала через организацию курсов повышения квалификации педагогов. Более ста педагогов повысили  свой профессиональный уровень  на курсах повышения квалификации с преподавателями  НИЯУ «МИФИ» и Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Трудно переоценить роль профессиональных конкурсов и стажировок как образовательных мероприятий, позволяющих не только задавать планку нового этапа профессионального совершенствования для педагогов, но и соотнести результаты своей работы с достижениями других, увидеть перспективы и проблемы развития различных направлений в образовании.

3. В Заречном, в одном из первых городов-участников проекта, два учреждения  вошли в сеть инновационных образовательных организаций, внедряющих сетевые стандарты «Школы Росатома». Это – детский сад № 7 и Гимназия № 216 «Дидакт».  Тесное сотрудничество с сетевыми организациями других городов  с использованием современных информационных технологий побуждает коллективы детского сада и гимназии к профессиональными инновационным решениям актуальных проблем модернизации инфраструктуры, реализации на высоком уровне требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего  образования. В организациях на средства гранта проекта «Школа Росатома» создано свободное образовательное пространство (open space), модернизирована образовательная среда, что позволяет организовать любую деятельность по собственному замыслу. Среда влияет на раскрытие творческого потенциала и внутреннюю мотивацию учеников, позволяет формировать у зареченских детей  soft skills, развивать «инженерное» мышление, чтобы они смогли адаптироваться к новым профессиям и отраслям, выполнять задачи на стыке наук.

С 2019-2020 учебного года в лицее № 230 по итогам конкурсного отбора среди городов-участников проекта «Школа Росатома» открыт атомкласс, получен грант на его обустройство. Открытие атомкласса позволит  развивать естественно-научное и математическое образование в лицее за счет создания современных условий для реализации программ углубленного изучения предметов естественно-математического цикла, поддержки проектной и исследовательской деятельности детей.

4. В целях создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней  на базе сетевых образовательных организаций проекта «Школа Росатома» (гимназия № 216 «Дидакт» и детский сад № 7) и атомкласса лицея № 230 в Заречном возможно создать и оснастить Сетевые центры компетенций (стажировочные площадки). На базе таких центров будут проводиться семинары, стажировки победителей конкурсов, курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей из НИЯУ МИФИ, АНО ИПОП «Эврика» и апробироваться новые методы и технологии обучения, воспитания, которые повышают мотивацию детей к обучению и овладению современными компетенциями.

Обучение на базе этих центров образования педагогических и руководящих работников будет способствовать их профессиональному росту, непрерывному обновлению профессиональных знаний и приобретению новых профессиональных компетенций.

5. Развивающемуся Заречному нужны современно образованные, нравственные молодые  люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, мобильные, умеющие  самостоятельно выбрать свою образовательную траекторию, используя не только базовую общеобразовательную программу, но в большей степени программы дополнительного образования.

Индивидуализация образовательного процесса подразумевает превращение проекта «Школа Росатома» в своеобразную «территорию выбора» для развития и саморазвития всех участников: талантливых детей всех возрастов, педагогов детских садов, школ и педагогов дополнительного образования.

На базе технопарков и организаций дополнительного образования детей в рамках реализации национального проекта «Образование» необходимо создать и оснастить в Заречном Сетевой центр компетенций, где будет организовано освоение педагогами  дополнительного образования современных инновационных образовательных технологий. Для развития сетевого взаимодействия важно привлекать в дополнительное образование специалистов предприятий города и атомной отрасли. В рамках партнерских отношений возможно создание системы наставничества и профессионального сопровождения, в том числе в рамках лаборатории AtomSkills. Сетевой центр компетенций позволит проводить профессиональную ориентацию обучающихся, начиная с дошкольного возраста, и мотивировать обучающихся к раннему и осознанному выбору будущей профессии, в том числе через мероприятия естественно-математической и инженерной направленности.

Но это потребует ресурсного оснащения образовательных организаций, прежде всего школ: приобретение техники, обеспечивающей информационную мобильность, современной мебели и оборудования, в том числе, высокотехнологичного, позволяющих мобильно трансформировать пространство при организации одновременной работы нескольких групп учащихся, выполняющих различные виды работ.

Проект «Школа Росатома» - важная и востребованная инициатива. Участие образовательных организаций Заречного в реализации этого образовательного проекта  способствует эффективному развитию системы образования города, широкому внедрению в практическую деятельность новых методик и подходов. Все мероприятия проекта «Школа Росатома» являются значительным ресурсом развития педагогов и образовательной системы города,  что позволит сформировать инновационный высокоэффективный кластер в сфере общего и дополнительного образования в Заречном. «Школа Росатома» - проект, в котором все участники объединены общим процессом саморазвития!

Реализации проекта «Школа Росатома» в 2019-2020 учебном году