Рассмотрение жалоб налогоплательщиков в упрощенном порядке («Легкая» жалоба)
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров регламентирован 19- 20 главой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). В соответствии с п. 2 ст. 138 Кодекса действует обязательный досудебный порядок разрешения налоговых споров. То есть, прежде чем обратиться в суд, необходимо изначально обжаловать акт налогового органа или действия (бездействие) должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган.
Федеральным законом от 31.07.2023 №389-ФЗ глава 20 Кодекса дополнена статьей 140.1 (вступает в силу с 01.01.2025), устанавливающей особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке.
Кто рассматривает «легкую» жалобу.
Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
Волеизъявление налогоплательщика.
Жалобы могут быть рассмотрены в упрощенном порядке в случае указания налогоплательщиком на это в жалобе (проставление признака «легкая жалоба»). Право выбора, в каком порядке будет рассматриваться жалоба, остается за налогоплательщиком (в общем или упрощенном).
Тематика обжалования.
В упрощенном порядке можно обжаловать действия или бездействие налогового органа, любые ненормативные акты, за исключением жалоб, поданных на решения налоговых органов, принятые в соответствии со статьями 101 и 101.4 Кодекса.
Рассмотрение жалоб в упрощенном порядке возможно по следующим тематикам:
- требование налогового органа о представлении документов (информации);
- требование налогового органа о представлении пояснений;
- вызов лица на допрос в качестве свидетеля;
- отказ налогового органа в принятии налоговой декларации (расчета);
- приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей;
- сообщение об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета (возврата) суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента;
- бездействие налогового органа по зачету (возврату) денежных средств;
- требование налогового органа об уплате задолженности;
- решение налогового органа о взыскании задолженности;
- отказ налогового органа в предоставлении отсрочки или рассрочки;
- сальдо единого налогового счета в связи с не учетом (неверным учетом) при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента) налоговой декларации (расчета) (уточненной налоговой декларации (расчета);
- сальдо единого налогового счета в связи с не учетом (неверным учетом) судебного акта при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента);
- сальдо единого налогового счета в связи с не учетом (неверным учетом) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа;
- иные акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц;
Выбор тематики осуществляется лицом, подающим жалобу. Жалобы на решения по налоговым проверкам будут рассматриваться в общем порядке.
Форма и формат «легкой» жалобы
Жалоба, подлежащая рассмотрению в упрощенном порядке, может быть подана только в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием формы документа с КНД 1110121.
«Легкая» жалоба подается в соответствии с порядком и форматом представления жалоб в электронной форме, утвержденными Приказом ФНС России от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@ «Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов и порядков представления (направления) в электронной форме документов, предусмотренных статьями 138, 139, 139.2, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Приказ №693@).
Жалобы, не соответствующие критериям, установленным статьей 140.1 Кодекса (в том числе, поданные на бумажном носителе; поданные с иным КНД; и т.д.), форме, формату, реквизитному составу, утвержденному Приказом №693@, не подлежат рассмотрению в упрощенном порядке.
В случае представления налогоплательщиками жалоб, не соответствующих указанным критериям, такие жалобы подлежат передаче на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган.
Сроки рассмотрения «легкой» жалобы.
Срок рассмотрения жалобы, подлежащей рассмотрению в упрощенном порядке, составляет 7 рабочих дней со дня поступления.
Результат рассмотрения
По результатам рассмотрения жалобы, поданной для рассмотрения в упрощенном порядке, налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу, принимает одно из следующих решений:
- отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
- отменяет решение налогового органа полностью или в части;
- отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
- признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение по результатам рассмотрения жалобы, поданной для рассмотрения в упрощенном порядке, выносится руководителем налогового органа или заместителем руководителя налогового органа и направляется налогоплательщику в течение 3 дней со дня его принятия.
При наличии оснований для оставления жалобы без удовлетворения налоговый орган, рассматривающий жалобу, передает ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в соответствии с главами 19, 20 Кодекса.
Преимущества рассмотрения «легкой жалобы»:
- Дополнительный механизм разрешения споров
- Максимально быстрое разрешение спора непосредственно налоговым органом, принявшим оспариваемый акт, действие (бездействие которого оспаривается)
- Минимум издержек
- Короткие сроки рассмотрения жалобы
- Результат рассмотрения жалобы – удовлетворение жалобы либо перенаправление жалобы в вышестоящий налоговый орган.
В целях повышения уровня доверия налогоплательщика к налоговому органу, налоговый орган открыт и настроен на диалог с налогоплательщиком.